Китайские фильмы
水滴石穿 – вода по капле камень точит
Первое, что представляется большинству европейцев, когда речь заходит о китайском кино, –это, конечно же, драки и шаолиньские монахи, нарушающие законы физики. Самые известные актеры фильмов подобного жанра–Брюс Ли (наст. имя Ли Чжэньфань, 李振藩), Джеки Чан (наст. имя Чэнь Ганшэн, 陈港生) и Джет Ли (наст. имя Ли Ляньцзе, 李连杰).
Самые известные фильмы в жанре кунфу-боевиков, такие как «Выход дракона» (1973) и «Пьяный мастер» (1978), открыли для многих зарубежных зрителей мир китайских боевых искусств и привлекли внимание к китайской киноиндустрии. Однако китайское кино не ограничивается фильмами о поединках.
Первый китайский фильм носил название «Битва при Динцзюньшане» (定军山) и представлял из себя видеозапись отрывка из пекинской оперы. Одна из главных составляющих оперного представления–звук отсутствовал вовсе. С этого момента кино прочно вошло в жизнь китайского общества, хотя и служило еще одним видом развлечения, нежели было видом искусства.
В 1930-е годы киноиндустрия Китая стремительно развивается, у режиссеров формируется свой, неповторимый стиль и язык повествования. Именно тогда выходит фильм режиссера Цай Чушена (蔡楚生) «Песнь рыбака» (渔光曲), благодаря которому о китайском кинематографе узнал весь мир.
Производство кинофильмов не прекращается даже в годы войны и сопротивления японской агрессии. Перерыв случается лишь в годы Культурной революции (1966-1976), затронувшей все сферы культурной, научной и общественной жизни Китая.
В 80-е годы в китайскую киноиндустрию приходит Чжан Имоу (张艺谋), ставший впоследствии одним из самых известных режиссеров Китая. Всемирную славу ему принесли фильмы «Герой» (英雄) и «Дом летающих кинжалов» (十面埋伏), картины, поражающие воображение своими спецэффектами и операторской работой. Однако первую известность режиссер приобрел благодаря съемкам своей дебютной работы «Красный гаолян» (红高粱), которая вышла в 1984 году и получила множество зарубежных кинопремий.
Пронзительный и красивый фильм, повествующий о жизни простых людей, их горестях и радостях, а также об объединении для защиты своего дома от японских оккупантов, заслужил статус культового не только в Китае, но и в мире. Выразительность образов и простота подкупили зарубежных зрителей, а за деятельностью режиссера с этого момента стали следить критики и киноведы.
Еще одним режиссером, заслуживающим внимания, является Вонг Карвай (Ван Цзявэй, 王家卫), представитель так называемой новой Гонконгской волны. Его первый фильм, вышедший в 1988 году, носил название «Пока не высохнут слезы» (旺角卡門) и повествовал о жизни молодых гангстеров в Гонконге. Дебютная кинолента принесла режиссеру первую славу и внимание публики, а широкое признание ему принесли такие картины, как «Счастливы вместе» (春光乍泄) и «Любовное настроение» (花樣年華).
Последний фильм Вонга Карвая носит название «Великий мастер» (一代宗师) и повествует о жизни Ип Мана, великого мастера боевого искусства винчунь и первого учителя Брюса Ли.
В настоящее время китайские фильмы уверенно завоевывают долю в мировом прокате и находят все новых и новых поклонников во всем мире.