Китайская музыка
История традиционной музыки Китая насчитывает тысячи лет. Она впитывала в себя культуру и традиции совершенно разных народностей Поднебесной, и, в свою очередь, повлияла на развитие музыки в сопредельных государствах.
В конфуцианском понимании музыка является одним из средств управления государством, буддисты же и даосы видят в музыке источник единения человека и природы.
Традиционная китайская музыка во многом отличается от западной. Мелодии и композиция, инструменты, манера исполнения, голоса певцов – все это удивительно не похоже на то, что привыкли слушать европейцы.
В древности все музыкальные инструменты подразделялись на восемь категорий (или «звучаний») в зависимости от материала, из которого они были изготовлены или материала, отвечающего за их звучание: металлические, деревянные, каменные, глиняные, бамбуковые, кожаные, инструменты из тыквы и последняя по порядку, но не по значению группа струнных (шелковых) инструментов.
Сейчас в Китае традиционные инструменты часто используются наряду с западными, что открывает для музыкантов широкий простор для экспериментирования.
Одним из наиболее известных и самых древних духовых инструментов является сюнь (塤) – глиняное яйцо с отверстиями. Принцип его работы схож с блок-флейтой. В древности сюнь вытачивали из слоновой кости и использовали во время охоты.
Эрху (二胡) и сыху (四胡) – это китайские традиционные струнно-смычковые инструменты. По принципу устройства они напоминают скрипку, однако их звучание, в отличие от западного собрата, более резкое и своеобразное. У эрху всего две струны, у сыху их четыре. Полотно смычка продевается под струнами, а сам инструмент устанавливается на колено, и музыкант начинает извлекать причудливые мелодии.
Гучжэн (古筝) или чжэн (筝) – струнный щипковый инструмент, по строению напоминающий русские гусли. Его история также насчитывает многие сотни лет. В разные периоды времени количество струн на чжэне могло варьироваться, сейчас же можно встретить инструменты с 13, 14 и 16 струнами. Для исполнения мелодий на чжэне на пальцы крепятся специальные медиаторы, которые помогают извлекать звук и не травмироваться.
Еще один интересный инструмент – сона (唢呐), он напоминает рожок или горн. Данный музыкальный инструмент часто используется при исполнении оперных партий и особенно выделяется на фоне других: с его помощью можно имитировать звуки природы, например, пение птиц.
Большинство традиционных китайских инструментов используется и поныне при исполнении пекинской оперы и ее региональных вариантов. Китайская музыка достаточно специфична, но с каждым годом она привлекает к себе все новых и новых поклонников не только из числа жителей Китая, но и среди иностранцев.